Государственное телевидение в России

После распада СССР в ведение новой России перешло  75 телецентров – больше половины телестудий бывшего Гостелерадио СССР. На этом информационном пространстве  вели передачи две государственные компании – «Останкино» (1-й канал) и РТР (2-й канал). На полтора-два часа в день передачи 2-го канала уступали время в эфире программам из регионов.

К началу 1993 года картина изменилась – число вещательных и продюсерских телеорганизаций в России достигло тысячи. Переход России к рыночным отношениям активизировал частную инициативу в сфере ТВ. Лицензии выдавались в соответствии с законом Российской Федерации «О средствах массовой информации», принятым в декабре 1991 года.

В настоящее время правовое регулирование в этой области находится на переходном этапе, и, хотя существуют определенные пробелы, процесс разработки и принятия новых норм и законов носит постоянный характер и идет сразу в нескольких направлениях.

На протяжении ряда лет в Госдуме обсуждались варианты Закона о телерадиовещании. В 1997 году законопроект был принят Думой, но отклонен Советом Федерации: продолжаются споры законодателей и вещателей о степени и формах допустимого контроля за вещанием, об условиях получения и продления лицензий. Общие же положения разработаны и согласованы. Перечислим их здесь:

  • соблюдение Конституции и действующего законодательства РФ;
  • учет интересов потребителей, мнений различных общественных, политических, религиозных, национальных, социальных, возрастных и иных групп населения при соблюдении общественных интересов;
  • обеспечение объективности освещения происходящих процессов, разнообразия тематики распространяемой массовой информации путем передачи официальных сообщений, информационных, образовательных, религиозных, культурно-просветительских, развлекательных и спортивных программ, программ для детей и юношества, трансляции художественных фильмов и иных программ;
  • создание необходимых условий для формирования высоких нравственных и моральных устоев в обществе, сохранения национальной культуры, обеспечения духовного и эстетического развития, сохранения и распространения отечественных культурных ценностей;
  • содействие формированию правового государства, его институтов, уважения к законам, правам, свободам и законным интересам гражданина и человека, а также становлению мира и социального согласия в Российской Федерации;
  • недопустимость использования телевидения в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, для распространения призывов к насильственному изменению конституционного строя, целостности государства и захвату власти, незаконному роспуску конституционных органов власти или приостановлению их деятельности, а также для разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны;
  • право граждан на участие в обсуждении вопросов общественной жизни, на получение полной информации;
  • свобода и независимость в пределах законодательства, недопустимость цензуры и монополии; свобода вещания несовместима со вседозволенностью телерадиожурналистов, навязыванием ими своего мнения аудитории, односторонним освещением событий, оскорблением или унижением телезрителей.

Задачи государственных вещателей определяются целью их создания и заключаются:

  • в отражении официальной позиции органов государственной власти в тех или иных вопросах политической и общественной жизни страны;
  • в осуществлении национального телерадиовещания в соответствии с лучшими традициями отечественной культуры на уровне, отвечающем мировым техническим стандартам;
  • в осуществлении обязанности государства обеспечить право на свободный поиск и получение информации гражданам с определенными физическими недостатками;
  • в осуществлении такой информационной политики, которая способствовала бы сохранению безопасности, в том числе информационной, и целостности государства.

Подробнее о задачах и обязанностях государственного телевидения в России можно ознакомиться в статье 17 проекта Закона «Ограничения на телевизионное и радиовещание».

В проекте Закона также закреплено положение о том, что в Российской Федерации действуют коммерческие и некоммерческие вещатели.

Вещатели, не имеющие целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являются некоммерческими вещателями. К ним относятся государственные вещатели, общественные вещатели, муниципальные вещатели, иные некоммерческие вещатели.

На государственных вещателей распространяется статус учреждений культуры.

Вещатели, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, являются коммерческими вещателями.

В современной ситуации государственное телевидение в России заинтересовано в возможно более четком определении своего места на информационном поле. Необходимо также ясно обозначить его позицию по отношению ко всем ветвям государственной власти.

Конкурентоспособное государственное телевидение обязано эффективно противодействовать угрозе монополизации информационного рынка России коммерческими вещателями.

Неотъемлемой функцией государственного телевидения является поддержка всех ветвей власти. Под этим понимается активное и конструктивное взаимодействие с ними в целях объективного информирования общества об актуальных направлениях деятельности властных структур. «Российская власть не нуждается в сервильном обслуживании. Журналисты, работающие в информационном вещании, безусловно, могут обозначать свои политические позиции», – такое заявление прозвучало в докладе ГТРК на семинаре Азиатско-Тихоокеанского института развития вещания (полный текст документа см. в Приложении 4).

Задаче информационной поддержки ни в коей мере не противоречит требование объективности, поскольку неотъемлемой составной частью такой поддержки является конструктивная критика власти, представление различных точек зрения, что исключает навязывание зрителю собственных интерпретаций.

Оказывая информационную поддержку всем ветвям власти, государственное российское телевидение не должно становиться заложником противоречий, существующих между ними.

Всем властным структурам целесообразно строить свои отношения с государственным телерадиовещателем на принципах привилегированного партнерства («усиленного сотрудничества»), предполагающего упреждающий доступ к информации, предоставление эксклюзивных материалов, организацию интервью с ключевыми должностными лицами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)